27 июля в 19.00 в Центре фотографии «Март» в рамках фестиваля фотографии «Фотолето 2017» состоится открытие выставки «Искусство тайны». На ней будут представлены работы шести фотографов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Фотографии, которые увидят зрители на выставке, непохожи на обычные снимки. Чтобы создать таинственные образы воображаемого мира авторы использовали разнообразные приемы, обращались к технике коллажа или рисунка по фотографии, работали с моделями и актерами в костюмах. Одни фотографии сделаны без фотоаппарата, другие с помощью сваренных в кипятке пленок или слайдов, утопленных в морской воде. Многие работы вдохновлены классическим искусством, литературой или театром.

На открытие выставки приедет художник и фотограф из Санкт-Петербурга Ася Немченок. Она проведет трехдневный мастер-класс по съемке портрета и представит две серии фотографий: «Akhmatova Poems» (по «Поэме без героя» Анны Ахматовой) и «Шекспир. Проекции». Ася Немченок делает фотоколлажи, вписывает вручную текст по изображению, рисует маслом по фотографии и соединяет ручные и цифровые приемы печати. Ее работы не иллюстрируют «Поэму без героя» напрямую. Из архивных снимков, рукописей, собственных фотографий и рисунков художник создает сложный визуальный образ Петербурга Серебренного века. Атмосфера маскарада первых глав «Поэмы без героя» сродни другой серии Аси Немченок «Шекспир. Проекции». Здесь в полной мере проявились яркая декоративность и театральность ее стиля. Портреты стилизованы под картины художников Возрождения, моделью выступал актер и режиссер Максим Диденко.
Московский художник Олег Бородин, заимствуя картинки из журналов и интернета, создает сюрреалистические и ироничные коллажи о современной жизни. Фотограф из Санкт-Петербурга Александр Черногривов, напротив, не прибегает к помощи компьютера, но не использует и фотоаппарат. Ему достаточно прямой проекции света на фотобумагу или соприкосновения с ней предметов. Силуэты, тени и фактуры образуют уникальный рисунок, погружая зрителя в ностальгию детских воспоминаний в серии «Игрушки» или в романтическую идиллию гармонии с природой в серии «Лидия».

Евгений Малахин (1938-2005), больше известный как Старик Б.У.Кашкин, — яркая фигура неофициального искусства Свердловска. Он буквально варил негативы в воде, чтобы деформировать эмульсию. Художник не знал, что точно получится в результате. Такой подход близок к идеям сюрреалистов создавать искусство за пределами сознания и авторского контроля. Он печатал фотографии с большими белыми и черными полями, имея ввиду светлые и темные стороны жизни, романтическую любовь и мировую трагедию. Работы Евгения Малахина предоставлены на выставку «Галереей ПоЛе».

Совместная работа екатеринбургских фотографов Полины Стадник и Татьяны Швецовой-Яперовой по-своему продолжает традицию сюрреалистов. Чтобы нарушить стандартные химические процессы Полина Стадник опускала слайды и пленки с руинами античных храмов в Средиземное море. Неожиданные для самого автора цвета и артефакты привнесли в изображение неповторимую магию. Образы руин древности дополняют фотографии Татьяны Швецовой-Яперовой, где модель снята как барочная скульптура. Таким образом, граница между телом и камнем, живым и мертвым, прошлым и современностью становится прозрачной.

Выставка работает до 11 октября.