В любой непонятной ситуации – ищите женщину, уверяют нас французы. Или «причину проблем в женщине» добавил бы автор легендарной фразы «Cherchez la femme», полицейский из романа Дюма-отца. Создатели нового грандиозного телепроекта на ТВ-3, стартовавшего 7 ноября так же не сомневаются, что без женщины в детективной истории никак не обойтись. Правда героиня сериала «Анна-детективъ» благодаря невероятной интуиции и мистическим талантам медиума создаёт проблемы разве что преступникам. А в тандеме с  блестящим петербужским следователем Штольманом ловко распутывают загадочные преступления.     

Секретами премьеры поделились создатели проекта и актеры на презентации «Анны – детективъ» в Екатеринбурге, куда были «милостиво приглашены лицезреть сериал первыми» и почти единственными представители MEDIAMODA из Перми.

 Что побеждает? Логика и дедукция или интуиция?          

Авантюрный сюжет, приправленный мистикой, костюмированный антураж, погони -  в сериале есть все козыри, благодаря которым популярность детективных проектов в мировом кинематографе получила новый виток. А уж финиш  XIX века – тихое десятилетие перед тем, как развитие технологий в криминалистике рвануло вперед – и вовсе лакомый кусок для авторов криминальных историй. Согласитесь, эпоха, когда, преступники уступали место дамам, а в полиции еще не слышали про отпечатки пальцев – весьма интересна.    

По признанию авторов, это, в некотором роде, английский сериал на фоне России XIX века. Прототипом для картины они называют английский проект «Улицы Потрошителя» («RipperStreet»). Только там - Лондон 1889 года, а здесь -  Затонск 1887 года. Сам выдуманный Затонск с улицами, торговыми лавками, особняками и полицейским участком «вырос» в подмосковном музее-заповеднике «Горки Ленинские».            

Скажем сразу, у сериала нет никакой литературной основы а-ля Акунин и даже волшебного сундучка реальных полицейских расследований позапрошлого столетия, из которого создатели черпали бы свои истории. Следить за всеми тонкостями полицейской и криминальной кухни прошлого помогала целая команда экспертов-историков.          

Героиня сериала никак не желает вписываться в общепринятый моральный кодекс уездных барышень. Этакий Том Сойер, как назвала свою героиню на начальном этапе сериала актриса Александра Никифорова, крестиком вышивать не желает, а гоняет на велосипеде и занимается спиритизмом. Ну, возмущение местных кумушек велосипедом еще можно понять. К слову, в царской России для того, чтобы получить разрешение ездить на велосипеде, необходимо было сдать экзамен.      

А вот спиритизм, надо признать, в 19 веке занятие не такое уж редкое среди аристократии. Чем занять себя  дома скучающим дворянам, когда не было интернета. Сам сэр Конан-Дойль, хоть и наделил Холмса чертами строгого материалиста, не скрывал страсти к спиритизму, а дома часто проводил сеансы с леди Луизой Дойль в роли медиума. Да-да, литературный отец Шерлока, скептически относившегося к женской интуиции, полностью доверял предсказаниям жены. В общем, никуда без женщины  в детективе.          

Итак, хоть странности героини вызывают у людей осуждение, но Анну Миронову (Александра Нкикифорова) не смущают косые взгляды. Ее душа жаждет приключений! И она их получит по полной программе с убийствами, погонями и разоблачениями. И не применить бы в уездном городке Анне свои таланты медиума, если бы не прислали из Питера сыщика, этакого Шерлока и Фандорина сразу, Якова Штольмана (Дмитрий Фрид), опирающегося на логику и дедукцию.      

Итак, дедукция или мистическая интуиция? Что выигрывает? Штольман наблюдателен и прагматичен, следует логике и доверяет только фактам. убежденный сторонник прогресса, задействующий самые передовые техники европейской криминалистики. А Анной движет интуиция. Талант медиума где-то  способствует раскрытию преступлений, а где-то наоборот мешает. Сознательное плюс бессознательное. Инь и янь. Ну а вместе они - крепкий тандем, способный раскрыть любые тайны. Иногда через соперничество, даже какую-то дуэль и мощное притяжение. 

                               

Главное, чтобы костюмчик сидел

- Надеваешь платье в пол, с корсетом, шляпку, и меняется всё - походка, осанка, движения, внутренние ощущения. И не так-то просто выглядеть гармонично в нарядах из другого времени. У меня не сразу получилось,  - признается Александра Никифорова. – На съемках этого проекта я вообще многому научилась.      

Танцевать актрису учил Дмитрий Фрид (Штольман), окончивший немецкую Школу театрального искусства «Мerameo» в Берлине. Дмитрий профессионально танцует и поет, у него большой опыт работы в мюзиклах Германии и Канады. Уроки фехтования Саша получила у актера, который играет отца героини. Самое сложное, конечно, соблюдение всех тонкостей этикета, в этом мелочей не бывает.

- Саша, а как ты переворачиваешь страницы книги в кадре? – поинтересовался у актрисы продюсер. - Неет, не так, девочка моя. Надо аккуратненько брать за верхний уголок…           

Мода XIX века была своеобразным рабством. Даже летом дамы вынуждены были появляться в шляпке. А уж без корсета – никуда. Его размер варьировался от 45 до 76 см. в талии. Кстати, корсеты тогда носили даже мужчины - для поддержания осанки и лучшей посадки сюртуков и фраков. А вот Анна предпочитает новомодные шаровары-блумеры, которые ввела в моду в 1850-е Амелия Блумер, их во Франции то не все осмеливались надевать, что говорить о российской глубинке.  Костюмы, созданные для сериала «Анна-Детективъ», - это целая палитра моды конца XIX века. Над их созданием работала профессиональная команда во главе с художником по костюмам Натальей Стыцюк (лауреат премии «Золотой орел» за фильм «Адмиралъ»).

Когда преступников ловили по ушам… или немного о фактах   

- В конце XIX столетия, когда разворачивается действие сериала, криминалистика как наука только зарождалась. В 1883 году  парижские газеты написали о новом методе идентификации преступников — бертильонаже (предшественник дактилоскопии). В то время опознавание происходило не по отпечаткам пальцев, а по другим частям тела, например, по форме ушей и носов. Именно в таких условиях приходилось действовать нашим героям.           

- Штольман привозит в Затонск фотоаппарат, рассказывая, что усовершенствовал метод для съемок места преступления. Для жителей городка – это шок, ведь это было очень дорогое удовольствие. Именно в эти годы появляется первый фотоаппарат «Кодак». В 1888 году оптическая система была усовершенствована, и камера приобрела небольшие размеры.

- Незадолго до времени действия сериала была создана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел, якобы по легенде, во сне. Анна увлекается не только спиритизмом, но и химией, что также не свойственно для девушек как XIX века, так и сегодняшнего времени, согласитесь.

- В Петербурге открывается первая в мире судебно-фотографическая лаборатория, где впервые с помощью фотографии установили поддельность подписи.

Чтобы снять боль, врачи рекомендовали своим клиентам кокаин в малых дозах — естественно, до тех пор, пока наркотик не был запрещен.
Во время съемок Александра успела выйти замуж за режиссера сериала, родить красавицу-дочку, которую, кстати, назвали Анной. Правда, счастливые родители уверяют, что имя не связано с героиней. Как знать… 

Итак, отключайте телефоны и приступайте к разгадыванию загадок вместе с Анной и Штольманом.