1. История и география.
Загадочный Тибет издавна привлекал путешественников и исследователей со всего мира. Такой интерес объясняется его уникальным географическим положением и труднодоступностью, древней культурой, сохранившейся неизменной до наших дней, а также закрытостью тибетского государства, в котором никогда не жаловали иностранцев.


Тибет- самое большое и высокогорное плато в мире. Расположено между Гималаями, Каракорумом и Кунь-Лунем. Его средняя высота- 5000 метров над уровнем моря, площадь- два с половиной миллиона квадратных километров. Плоскогорье прорезают горные цепи высотой до семи тысяч метров. На Тибете берут своё начало пять великих азиатских рек, включая Инд (Сенге Кхабаб), Ганг, Брахмапутра (Ярлунг Цангпо) и Меконг (Зачу). Несколько больших озёр - Цонгонпо, Намцо, Ямдрок Юцо и Манасаровар. На Севере располагаются болота - Цайдам. Природные условия Тибета суровы- покрытые вечными снегами горы и пустынные каменистые равнины. Основу сельского хозяйства составляют земледелие - оно возможно только в немногочисленных глубоких плодородных долинах и скотоводство.
Климат очень изменчив. Как и везде в горах, для Тибета характерна большая разница между дневной и ночной температурой. Зима холодная, а лето дождливое. Наиболее благоприятное для посещения Тибета время - весна или осень.


 Население- 6 миллионов тибетцев и 7,5 миллионов китайцев.
Вся известная история Тибета связана с приходом и развитием буддизма во втором веке нашей эры. До этого в Тибете господствовала религия Бон. Согласно ей на земле царствуют могущественные духи, управляющие силами природы. Задача жрецов Бон - защитить людей от этих сил. Для этого использовались трансовые ритуалы и кровавые жертвоприношения.
Бон оказал мощное сопротивление принесённому из Индии буддизму и в итоге уступил ему место, обогатив пышными церемониями, ритуалами и традициями. Сейчас у религии Бон есть лишь немногочисленные последователи в отдалённых районах.
Буддизм стал государственной религией Тибета при царе Сронцзен Гампо, который правил с 620 по 649 гг.
Будучи ближайшим соседом Китая, тибетское государство находилось на протяжении своей истории в разной степени зависимости от него. Закрытый и труднодоступный Тибет привлекал европейских исследователей. В конце 19- начале 20 веков в Тибет были предприняты несколько российских экспедиций. Ими руководили известные ученые - Н.М.Пржевальский, П.К.Козлов, Г. Ц. Цыбиков. В 1903 - 04 Тибет посетила Британская экспедиция. Лидеры германского рейха, стремясь к мировому господству, направляли в Тибет своих посланцев в 1930-е годы, однако во время второй мировой войны, страна придерживалась нейтралитета.
С 1951 года Тибет является частью Китая. В 1965-ом году образована Тибетская Автономная Область Китайской Народной Республики. До недавнего времени Тибет был закрыт. Лишь несколько лет назад китайские власти разрешили иностранцам посещать эти территории.

2. Тибетская экспедиция компании «Тенториум» началась 30 апреля 2005 года.
Экспедицию возглавил Игорь Копанев - вице-президент компании. Участниками экспедиции стали: Андрей Харайкин, Виктор Зырянов, Михаил Мальцев, Дмитрий Яшкин, Елена Фёдорова и я, Сергей Аверьянов. Цель экспедиции - изучить быт и питание тибетцев, а также исследовать влияние продуктов «Тенториум» на человеческий организм в условиях высокогорья.
Из Москвы путешественники прилетели в Катманду - столицу Королевства Непал. Экзотика начинается в аэропорту Трибхуван - похоже, что здесь незнакомы с компьютерами, а документы заполняются от руки. Город поражает теснотой и многолюдностью. Автомобили, мотоциклы и велосипеды мчатся, кажется, без всяких правил, непрерывно сигналя, а прямо по дороге бродят коровы и куры. Удушливая смесь из запаха нечистот, выхлопных газов, благовоний и еды висит в знойном влажном воздухе. Город находится на высоте более 1300 метров, в предгорьях Гималаев. 24- миллионное население Непала состоит из 40 этнических групп, из них в Катманду проживает более 300 тысяч человек. Здесь мирно уживаются две великие культурные традиции - Индийская и Тибетская. Буддистские храмы соседствуют с индуистскими. В Катманду путешественники посетили буддистскую святыню - ступу Боднатх, возле которой сосредоточены монастыри тибетского буддизма, индуистский храм Шивы Пашупатинатх на священной реке Багамати, а также ступу Сваябунатх и Будалинкантх- изваяние спящего на змеях Вишну.
После улаживания формальностей, связанных с оформлением китайской визы, члены экспедиции на самолёте отправились в Тибет. Во время перелёта представилась замечательная возможность полюбоваться величественным Гималайским хребтом, пронзающим облака, и его высочайшим пиком - Джомолунгмой, которую европейцы и американцы почему-то называют в честь Джорджа Эвереста - геодезиста который впервые измерил её высоту.
Постепенно ослепительные ледники остались позади, и внизу раскинулось Тибетское плато с широкой долиной реки Ярлунг - Цампо, называемой в Индии Брахмапутра. Аэропорт Гонггар находится на высоте 3500 метров и здесь путешественники ощутили дефицит кислорода. Головокружение и одышка, пелена перед глазами и сердцебиение - первые признаки горной болезни. Хотя местным жителям всё нипочём - даже старушки бодро тащили сумки и чемоданы к выходу, без всяких признаков кислородного голодания. В аэропорту ждал проводник - тибетец Пенпа Циринг и два одинаковых джипа с водителями, которым предстояло стать нашими попутчиками на ближайшие три недели.
Из аэропорта путь лежал в Самье - старейший буддийский монастырь в Тибете. Дорога проходит вдоль долины реки, в которой бушуют песчаные бури.
Монастырь находится на высоте свыше 3500 метров в окружении гор. Его основал Падмасамбхава - патриарх школы ньингмапа во второй половине второго века н.э. Во время войн и многочисленных катаклизмов монастырь не пострадал, хотя многие святыни были разрушены до основания. Это считается чудом, и объясняется заступничеством могущественных духовных покровителей.
Во дворе монастыря спокойно прогуливаются яки. Благодаря своей выносливости и неприхотливости они очень распространены на Тибете. Их используют в качестве вьючных животных в горах, на них пашут землю. Як является источником ценнейших продуктов питания - мяса, жира и молока. Из тёплой шерсти яков делают одежду, а навоз является топливом и используется в строительстве. Из рогов изготавливают украшения и предметы обихода. Неудивительно, что тибетцы очень почитают яков. Черепа животных приносят к храму, чтоб обеспечить им благоприятное перерождение в следующих жизнях.
Первая ночь в Тибете оказалась суровым испытанием. Из-за недостатка кислорода, которого здесь всего 60% от нормы, никто не мог заснуть. Промучившись до утра мы отправились осматривать храм. Утро облегчения не принесло - каждый шаг давался с трудом, в голове как будто били в колокол, а перед глазами расплывалась мутная пелена.
Подобные состояния очень опасны, и чреваты грозными осложнениями, типа отёка лёгких и мозга. Единственным спасением для европейца считается вдыхание кислорода из баллонов и немедленный спуск на меньшую высоту. А как же тибетцы?

Утром, первое что мы увидели при осмотре храма - огромный ящик, из которого монахи зачерпывали чашками цампу.
Цампа - основное блюдо тибетской кухни. Она готовится из ячменя и является повседневным продуктом питания тибетцев. Её едят дома, берут в поле, на пастбище, в путешествие или паломничество. У каждого путешественника имеется при себе мешочек, изготовленный из ячьего желудка, в котором хранится готовая к употреблению цампа. Причина такого распространения - лёгкость, с которой цампа готовится. Достаточно добавить в неё традиционный зелёный чай с жиром и солью, хорошенько перемешать - и блюдо готово. С удовольствием добавляют тибетцы в цампу и мёд диких пчёл, который доставляется из соседних Непала и Индии.

Всё время, что мы были на Тибете мы регулярно питались цампой. Она обеспечивает организм необходимыми веществами и помогает справиться с кислородным голоданием.

Из монастыря Самье мы отправились в Лхасу - столицу Тибета, называемую также Городом богов. Буквально Лхаса означает «святое место». Город находится на высоте 3600 метров. Здесь находится резиденция Далай-лам – дворец Потала. Всемирно известный дворец - фантастическое сооружение в центре Лхасы. Строительство Поталы началось по указанию царя Сронцзена Гампо, а окончательный свой вид дворец приобрёл в VII веке. Высота 18- этажного здания достигает 80 метров. Потала состоит из Белого и Красного дворцов. В Белом располагались административные помещения, а в Красном - монастырь с часовнями, залами для медитации и ступами с останками Далай-лам. Сейчас Потала превращена в музей, и сюда водят экскурсии.
Мы прожили в Лхасе три дня - это необходимо для адаптации к недостатку кислорода, ведь нам предстоял подъём на ещё большую высоту. Всё это время мы питались «Апицампой» и драже «Тенториум». Очень выручал экстракт прополиса - почти у всех обострились воспалительные заболевания.
Помимо Поталы мы посетили пещерный монастырь Драк Йерпа. Он находится на высоте более 4500 метров. В монастыре хранится множество святынь, известен он также и тем, что отсюда совершил побег в Индию Его Святейшество Далай Лама 14-й, под покровом ночи, когда к монастырю направлялся отряд китайских солдат, чтоб арестовать Его Святейшество.
Из Лхасы мы направились в дальний путь в самый изолированный и высокогорный район Тибета, к священной горе Кайлаш - его мистическому центру. Сотни километров пыльных каменистых дорог наматывались на колёса наших джипов ежедневно. Пейзажи менялись, менялась погода. Временами шёл снег, а порой палило солнце. Из пустынных долин мы поднимались на заснеженные перевалы, окружённые сверкающими пиками. Обгоняли колонны грузовиков, ожидающих, когда растает снег. На перевале Кампала, на высоте 5500 метров одну из наших машин занесло, и она остановилась в полуметре от пропасти, чудом не рухнув вниз.
Путь экспедиции пролегал через города Гьянтсе, Шигатсе, Сангсанг и Сага. Мы посетили древние монастыри, прикоснулись к священным артефактам, познакомились с монахами и крестьянами, увидели, как клочки плодородной земли превращаются в крохотные ячменные поля. Ели тибетскую цампу из сушёных ячьих желудков, и угощали Тибетцев своей - «Апицампой».
Мы ехали на запад, а слева на горизонте возвышался неприступный Гималайский хребет.
И вот, с перевала Мазомла Пасс, с высоты 5370 метров мы увидели величественный пирамидальный купол. Форму этой горы невозможно спутать ни с какой другой. Кайлаш.

Водители - тибетцы сняли шляпы и принялись бормотать молитвы. Мы как зачарованные не могли оторвать восхищённых взглядов от сияющей льдом вершины.
Но прежде чем добраться до Кайлаша, нам предстояла ночёвка у озера Манасаровар.
Манасаровар по-тибетски означает «Победоносное озеро». Оно расположено на высоте 4586 метров между горой Кайлаш и хребтом Гурла Мандата. Индуисты считают, что озеро было образовано сознанием Бога Брахмы, как воплощение его всемогущества. В этом районе берут своё начало несколько великих рек - Инд, Ганг, Цангпо (Брахмапутра), Сатледж и Карнали. Легенды о священном происхождении озера подтверждаются его мистической, неземной красотой. Верующие совершают ритуальный обход озера (кору). В окрестностях расположены 8 монастырей. Здесь же есть горячие термальные источники, возле которых стоит буддистский храм Чиу.
Мы заночевали в одном из гест-хаузов на берегу Манасаровара. Гест - хауз (гостевой дом)- постройка, предназначенная для паломников и путешественников. Обычно он имеет вид низкого сарая с плоской крышей, обмазанного снаружи смесью глины и ячьего навоза. Отапливается это сооружение при помощи маленькой печки - буржуйки и всё того же навоза - дров на Тибете почти нет. Как и электричества, поэтому освещается всё свечами, а в приютах поприличнее - тусклыми лампочками от генераторов и аккумуляторов, заряжаемых солнечными батареями.
Но даже эти условия казались райскими на необъятной пыльной равнине, перед лицом тёмных гор со снежными шапками, на берегу древнего бездонного озера, под ледяными звёздами тибетской Ночи.
Наутро мы отправились в Дарчен - селение у подножия горы Кайлаш. В небольшом посёлке есть несколько гостиниц, магазины, в которых можно купить всё необходимое для совершения паломничества.
Ночью погода испортилась, стало холодно, и пошел снег. Наутро мы не узнали окружающий пейзаж. Все окрестности были покрыты снегом, Кайлаш скрылся в плотных серых облаках. Наш проводник Пенпа озабоченно смотрел на низкое свинцовое небо, а затем сказал, что погода испортилась накануне, потому что недалеко, на перевале, недавно подрались тибетские и китайские торговцы. В священной местности Кайлаш, где мир людей и природа составляют единое целое, такие действия недопустимы. Одевшись потеплее мы отправились в холодную белёсую мглу, которая окутывала долину реки Лхачу. Нам предстояло посетить монастырь Чоку Гомпа. Дорога в монастырь вела вдоль отвесных скал, по узкой тропинке, подъём по которой давался с трудом, из-за крутизны и горной болезни. Отведав традиционного тибетского чая с ячьим жиром и солью, заедая его «Хлебиной» и «Черёмой» мы начали осматривать заснеженный монастырь.
В это время сквозь тучи проглянуло голубое небо, просветы стремительно увеличились, и перед нашими восхищёнными взорами во всей своей грозной красе предстал Кайлаш. За его вершину, покрытую сияющим ледником цеплялись рваные облака, сурово и неприступно возвышались вертикальные бастионы окружающих скал, а выше него был только бесконечный космос.

Кайлаш, или Канг Ринпоче (Драгоценная Снежная Гора) с незапамятных времён почитается как святыня основными восточными учениями. Последователи религии Бон верят, что именно в этом месте на землю с небес спустился великий Тонпа Шенраб - первый учитель Бон. Они считают Кайлаш горой - душой. Джайны почитают Кайлаш как место, где их первый святой достиг освобождения. Согласно индуистской традиции здесь находится центр мироздания, именно здесь живёт могущественный бог Шива Разрушитель. Кайлаш соответствует мифической горе Меру - оси метафизической и физической вселенной, которая в Махабхарате описывается как «целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех - недоступная». Буддисты верят, что здесь живёт Демчок - гневное проявление Будды Шакьямуни. Эти места связаны и с именем Миларепы - святого поэта- йогина. Здесь он победил в магических состязаниях могучего бонского колдуна Наро Бончунга.
Считается, что на вершине Кайлаша не был ни один человек, а тот, кто туда поднимется - тут же умрёт. В современной истории предпринимались две попытки подняться на Кайлаш, но обе экспедиции потерпели неудачу, хотя с альпинистской точки зрения вершина не представляет сложностей. Впоследствии все участники тех восхождений умерли.
Для верующих важно совершить обход Кайлаша - кору. Говорят, что даже однократная кора избавляет от всех жизненных грехов, но многие паломники совершают её три или тринадцать раз, а тот, кто обойдёт гору сто восемь раз достигнет высшего просветления. Очень благоприятным считается умереть в окрестностях Кайлаша, что многие и делают. Паломников из Индии сопровождают грузовики с дровами, на случай, если придётся сжигать покойников. У Тибетцев другой обычай погребения, и чтобы с ним ознакомиться, нам пришлось покинуть монастырь Чоку. Когда мы спускались по узкой каменистой тропинке, нам встретилась девочка лет тринадцати. С огромным мешком за плечами она бодро шагала с камня на камень, лучезарно улыбаясь нам, задыхающимся от горной болезни.
Тибетское кладбище представляет собой плоскую возвышенность, у подножия окружающих Кайлаш скал, в долине реки Лхачу. Тибетцы не могут себе позволить сжигать покойников - слишком много дров для этого требуется, хоронить тоже нет ни какой возможности, в каменистой земле могилу не выкопать. Поэтому умерших привозят на плоскую как стол базальтовую площадку, и там разрубают на части.
Перед кладбищем валяется одежда мертвецов, её снимают перед расчленением. Сиротливо и трогательно выглядят шляпы, ботинки и пиджаки, лишившиеся своих хозяев.

Раздетых покойников на специальной волокуше доставляют к камню, на котором кувалдой разбивают череп. После этого при помощи топоров и ножей расчленяют тело на мелкие части. Присутствующие родственники совершают соответствующие событию ритуалы. Разрубленные кости и плоть съедают собаки, следующие за похоронной процессией, с ними конкурируют грифы и орлы, также считающие человеческие останки своей законной добычей. А ночью с ближайших окрестных скал спускается Йети (так называют здесь снежного человека). Тибетцы верят, что после смерти в Йети перерождаются богачи. Их ненасытная алчность превращается в вечный голод, терзающий одинокое существо, живущее в холодном сумраке и вынужденное питаться трупами.

Мы побродили по пропитанным кровью камням, среди валяющихся ржавых топоров и ножей. Тут и там попадались обглоданные кости, спутанные слипшиеся пряди волос. Соседство смерти наполнило путешественников молчаливым чувством бренности всего окружающего. Никто не произнёс ни слова. Притихли и весельчаки - водители. Они с интересом рассматривали кладбище, оживлённо обсуждая находки.
На следующий день мы посетили Дзогчен - монастырь, расположенный в тесной долине над посёлком Дарчен. Там мы удостоились аудиенции настоятеля – личного посланника Далай-Ламы, который руководит восстановлением монастыря.
Ещё через день экспедиция отправилась в обратный путь. Предвкушая возвращение, домой наш водитель - Пуджюм распевал тибетские песни. Одну из них - самую любимую выучили и мы. В ней были такие слова: «ЦАМПА ЯКУДУ! », что означает - «Лучше цампы ничего нет!». Знакомой дорогой мы доехали до Саги, а затем, переправившись через Брахмапутру на пароме, повернули на юг, в сторону Гималаев. Огромные горы подступали всё ближе. Мы миновали сияющее лазурью озеро Пайку Тсо, пересекли пустыню, по которой бродили песчаные смерчи и с перевала Лаблунгла Пасс (5030м.) бросили прощальный взгляд на Тибетское нагорье и вершины Шишапангма (8012м.), Лангтанг Лирунг (7225м.) и Лангтанг Ри (7205м.). Отсюда начался путь через Гималаи в Непал. По мере снижения высоты, у дороги стала появляться трава и чахлые деревца. Огороды и небольшие поля оживили окружающий пейзаж. В окрестностях одного из селений находится пещера великого йога Миларепы. После Шакьямуни - Миларепа самая известная в буддизме личность. Легендарный мудрец и поэт, он жил почти тысячу лет назад. Согласно преданию, Миларепа обладал способностью летать по воздуху и легко проходил сквозь сплошной камень. В тесной пещере, где медитировал Великий Достигший, потолок образует огромная каменная плита, низко нависающая над полом. В ней - два глубоких отпечатка человеческих кистей. Рассказывают, что однажды потолок стал оседать, но Миларепа упёрся в него руками и удержал от падения. Свет проникает через узкую щель, которую йогин прорубил своим посохом. Здесь же сосуд с цампой, которая в Тибете повсюду.

Заночевав в городе Ньялам экспедиция направилась к границе. Спуск занял целый день. Из заоблачных высот, с холодного, продуваемого ветрами Тибетского плато - вниз и вниз, во влажные джунгли Непала. Пограничный городок Жангму прилепился к одной из стен циклопического ущелья. Единственная улица города запружена грузовиками, направляющимися к границе. Жара и многолюдье сбивают с толку. И вот, наконец, по мосту над пропастью мы пересекаем границу Королевства Непал. Кажется, что мы вернулись с Луны. На Марс! Яркие тропические краски, фантастическая смесь запахов, гомон голосов в сочетании с лёгким опьянением, вызванным непривычным избытком кислорода заставляли усомниться в реальности происходящего. Движение на дороге оживлённое, древние автобусы переполнены, а их пассажиры свисают из дверей гроздьями, и сидят на крыше, в то время как дряхлая машина мчится по неровной дороге над бездной. Непал очень густо заселён, каждый клочок земли здесь заботливо обработан и возделан. Через несколько часов показались пригороды Катманду. Мы вновь окунулись в невероятную атмосферу столицы небольшого, но самого высокого в мире королевства. Через два дня мы улетели в Москву. Экспедиция «Тенториум» преодолев по Тибету и Гималаям более трёх с половиной тысяч километров, успешно завершилась.